Влияние санкционных рисков может оказаться близким к нулю для флоутеров
Появление на этой неделе заголовков о возможном расширении санкций на вторичные операции американцев с суверенным долгом РФ (безотносительно валюты) в рамках нового оборонного бюджета (помимо возможных ограничений против СП-2 и 35 чиновников и бизнесменов РФ в рамках Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) изначально были восприняты скептически, но после утверждения в Палате представителей Конгресса США внимание в этим рискам вновь возросло после нескольких месяцев "санкционного спокойствия".
С нашей точки зрения, наиболее значимыми его элементами являются следующие:
Не позже 30 дней после вступления поправок в силу президент США должен выпустить указ о запрете операций с госдолгом РФ (со сроком погашения больше 14 ней), выпущенным спустя 60 дней с даты вступления поправок в силу, т.е. речь идет лишь о новом долге и наличии небольшой отсрочки для инвесторов
Санкции тесно связаны с требуемой публикацией отчета Разведки/ФБР/АНБ/ЦРУ США спустя 90 дней после промежуточных выборов 2022 и любых последующих выборов относительно признаков возможного вмешательства РФ в выборный процесс (или невмешательства, причем, с дополнительным подтверждением этого не позднее 30 дней с даты исходного отчета)
Президент США может на время отложить (suspend) действие запрета на операции с госдолгом при отсутствии подтверждения о вмешательстве РФ в выборы, а также отказаться от применения этих ограничений (waiver) по соображениям интересов национальной безопасности (с соответствующим отчетом)
Иными словами, в нашем понимании, внесенные поправки, даже в случае их сохранения в финальной версии оборонного бюджета, не гарантируют автоматического начала действия этих ограничений на операции с госдолгом. Напомним, что они должны быть поддержаны Сенатом, и в предыдущем похожем эпизоде бюджета на 2021 года в финальную версию похожие предложения не вошли. После президентских выборов 2020 признаков вмешательства РФ найдено не было.
Возможно, они призваны сигнализировать РФ о повышении ставок в случае попыток вмешательства в будущем, либо вовсе могут быть использованы в качестве инструмента политического торга в Конгрессе при обсуждении экономического пакета Байдена по дополнительным расходам и повышению налогов (по которым даже среди Демократов нет единства).
Какие последствия всё это может иметь для российских активов? Рубль и ОФЗ вчера и сегодня, видимо, частично отреагировали на эти риски, хотя явного негатива и массивных распродаж по-прежнему не видно, учитывая, что резкий рост долларовых ставок и высокие недельные данные по инфляции могли сами по себе заставить нерезидентов перейти в режим ожидания после нескольких месяцев покупок ОФЗ. В нашем базовом сценарии введения этих санкций не ждем (что стало триггером, и почему сейчас?), поэтому все может ограничиться дополнительной волатильностью и ограничением потенциала дальнейшего укрепления рубля.
Тем не менее, Минфин в таких условиях может предпочесть ускорить выполнение плана заимствований на 4К21, что потребует сохранения повышенной премии к вторичному рынку. Следствием этого будет снижение спроса на ОФЗ со стороны локальных участников и нерезидентов (на вторичке) и умеренный рост доходностей или, как минимум, отсутствие потенциала для их снижения в обозримой перспективе.
Влияние санкционных рисков может оказаться близким к нулю (или даже оказать поддержку) для флоутеров, где доля нерезидентов традиционно крайне невысока, и "санкционный шум" эти бумаги переживают более стабильно. Эти выводы могут быть нарушены лишь в случае реализации санкционного сценария и выхода нерезидентов из ОФЗ, при котором размещать классические бумаги Минфину будет сложно и, возможно, придется вновь прибегнуть к размещению флоутеров с премией.