Важной системой ИТ-экосистем станут цифровые помощники
"Сбербанку" интересны крупные b2c-направления, в которых клиентом выступает каждый россиянин, поскольку именно здесь его экосистема сможет реализовать преимущества масштаба операций. Понятно, что банк не будет нас лечить. Он не будет оказывать медицинские услуги. Однако всё, что связано с документооборотом – записью на приём, историями болезни, направлениями и рецептами – банку интересно. Тут нет ничего особо нового – даже создатель браузера Netscape, Джеймс Кларк, проиграв войну с Microsoft, свой новый большой проект Halcyon затеял как раз в области автоматизации регистратуры поликлиник. Именно там инвесторы видели миллиарды.
Помимо способа совершенствования логистики медучреждений, медицинский документооборот – источник больших данных, в использовании которых банк стремится стать лидером. Данные о состоянии нашего здоровья ценны и для собственных нужд банков, например, для выдачи кредитов. Предиктивная аналитика может улучшить оценку вероятности возврата займа в зависимости от состояния здоровья заёмщика. Банку, имеющему доступ к медицинской информации, не потребуется обращаться к сторонним поставщикам, и они не смогут ввести его в заблуждение в отношении актуальности данных и способа их получения. В некоторых странах, таких как США, банкам запрещают использовать подобную информацию, поэтому там банки активно инвестируют в финтех-стартапы, которым это не запрещено. Очевидна ценность медицинских данных для страховых услуг, для работодателей, для ритейла.
Важной системой ИТ-экосистем станут цифровые помощники, которые в перспективе будут чем-то средним между домашним распорядителем и нашим хозяином. Они будут управлять нашей жизнью. Понятно, что помощник, который знает, когда и к какому врачу я записан, будет иметь надо мной больше власти – он лучше будет управлять моим распорядком дня и моими покупками.
У Яндекса банка нет, по крайней мере, пока. Однако наши данные нужны поисковику ничуть не меньше, в том числе и для улучшения качества основной услуги – поиска. Кстати, проект DocDoc был партнёром поисковика, который стремится присутствовать везде, где мы что-нибудь ищем. В этом направлении Яндекс и будет искать способ присутствия в здравоохранении. Непосредственно лечить нас он тоже не будет, и вряд ли станет разрабатывать новые лекарства. Но вот если сейчас, в связи с пандемией, компания вложится в видеосервисы в образовательной сфере, то непременно будет развивать такие услуги и в здравоохранении.