В регулярной смене правительства нет ничего необычного, но только не в России
Правительство России во главе с премьером ушло в отставку. Но продолжит действовать до назначения нового премьера и утверждения нового состава. Поэтому в организационном плане пока ничего не изменилось, хотя заявка на перемены в экономической политике России получилась сильная. Тем более, что это произошло сразу после послания президента РФ Федеральному посланию.
Очевидно, что президент недоволен тем, как реализуются национальные проекты, на которые делалась большая ставка в плане оживления российской экономики. Бюрократический подход к планированию, финансированию и освоению средств пригоден для генерации позитивной отчетности, но плох для достижения реальных результатов. Проволочки с началом реализации нацпроектов вызывали критику практически на всех уровнях. Вероятно, меняя правительство, президент рассчитывает добиться перелома в ходе исполнении важной для него программы.
С другой стороны, прозвучавшее в сегодняшнем послании предложение изменить порядок назначения премьера, предоставив такие полномочия парламенту, также могли заставить Дмитрия Медведева подать в отставку. Критикуемый со всех сторон, мало что в реальности решающий и остающийся на своей должности лишь по воле Владимира Путина, он мог понять, что шансы на его прохождение через думу после изменения конфигурации власти будут невелики. Что было понятно уже по реакции зала, когда президент озвучил эту идею.
В принципе, в регулярной смене правительства, особенно при каждом изменении курса, нет ничего необычного. Но только не в России. Учитывая постоянство ключевых фигур на протяжении стольких лет, создавалось ощущение, что такой козырь, как отставка правительства, приберегается на крайний случай. И вот это уже вызывает определенную тревогу. В том числе, это подтверждает и не очень выраженная пока реакция рынка. Его настроение могло бы быть более позитивным: смена правительства должна дать надежду, что состав его пополнится более деятельными людьми.
Смена правительства, конечно, изменит лицо власти. Поменяется риторика, подкорректируются программы, перераспределятся сферы влияния. Но вряд ли она приведет к серьезной перемене экономического курса и к перелому вектора развития страны: не правительством они определяются, не ему их и менять. Для этого в составе власти должны произойти более глубокие изменения, до которых пока далеко.