В ближайшие месяцы ситуация с продажами машин в России может складываться положительно

05.06.2021 3:32

В ближайшие месяцы ситуация с продажами машин в России может складываться положительно

Российский авторынок в мае значительно вырос, но во многом это объясняется плохими результатами прошлого года. Развитие ситуации в дальнейшем зависит от ряда факторов, по итогам этого года продажи могут превысить показатели прошлого. Отечественный автомобильный рынок может сохранить своё место в тройке рынков с наибольшими продажами в Европе по итогам 2021 года.

Представленные Ассоциацией Европейского Бизнеса результаты продаж автомобилей в России за май 2021 года, конечно же, впечатляют. Рост продаж почти на 134% год к году – это отлично, но сильно обольщаться не стоит. Это хоть и не "пиррова победа", но и обусловлена она не исключительно спросом на автомобили (хотя это тоже сыграло свою роль), а другими факторами. В первую очередь сыграл роль знаменитый эффект низкой базы, когда в прошлом году продажи сильно упали из-за пандемии. Начавшаяся пандемия коронавируса и введённые в связи с этим ограничения повлияли на передвижения граждан, что сказалось на производстве автомобилей и торговле ими.

В текущем году многих ограничений не существовало, что оживило покупательскую активность и способствовало увеличению продаж.

Повлияла на увеличение продаж автомобилей в мае 2021 года и сложная ситуация с нехваткой различных деталей и узлов, в первую очередь электронных компонентов (чипов), что отразилось на отрасли. Если в конце прошлого и начале текущего года о возможном дефиците и скором решении проблемы говорили вскользь, то постепенно ситуация стала становиться сложнее, решить её никак не удаётся. Ранее говорилось о том, что положение может быть исправлено в течение нескольких месяцев, то теперь уже говорят о том, что избавиться от дефицита удастся не ранее середины 2022 года. По различным оценкам, мировой автопром из-за проблемы дефицита деталей может произвести на 1-3 млн автомобилей меньше в текущем году.

Нехватка комплектующих уже привела к тому, что многие производители были вынуждены временно останавливать выпуск ряда моделей. И если раньше отечественных производителей эта ситуация не затрагивала, то буквально на днях о такой приостановке объявил АвтоВАЗ. Да, она будет длиться всего несколько дней и затронет не все модели компании, но, тем не менее, это – первый звонок. Не исключено, что и другие автопроизводители, работающие в РФ, могут пойти на такую вынужденную меру.

Влияние фактора дефицита компонентов могло оказать влияние на часть потребителей: они активизировались и приобрели больше машин.

В-третьих, ещё одним фактором увеличения продаж в мае мог стать продолжающийся рост цен на автомобили из-за инфляции, изменения курсов валют, роста стоимости товаров и услуг, используемых автоконцернами и изменением регулирования автомобильной индустрии. Так, продолжающееся уже несколько месяцев обсуждение размера увеличение утилизационного сбора, в размере которого власти пока не определились, уже привело к тому, что часть компаний уже повысили отпускные цены на автомобили. Естественно, что часть потребителей не захотела ждать дальнейшего повышения цен и стала покупать больше машин.

Вместе с тем и меры государства по поддержке автомобильного рынка, а не только фискальные новации могли способствовать увеличению продаж. Так, в конце апреля 2021 года было решено продлить действие программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", дополнительно направив на них 7 млрд руб., а ранее было предложено увеличить максимальную цену автомобиля по программе "Семейный автомобиль" до 1,5 млн руб. Такие решения могли способствовать увеличению покупательской активности, повлияли на результат продаж автомобилей в РФ в мае.

Нужно отметить, что в апреле, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в стране было выдано почти 106 тыс. автокредитов, что почти на 17% больше чем в марте, часть этих кредитов могла быть использована именно в мае, что способствовало увеличению продаж автомобилей.

В ближайшие месяцы ситуация с продажами машин в стране может складываться положительно, хотя рост может замедлиться. В прошлом году различные ограничения постепенно ослабляли, что влияло на объём производства и продажи автомобилей, поэтому соответствующие данные в прошлом и нынешнем году могут быть близкими. Но из-за того, что и бизнес, и покупатели уже приспособились, продажи автомобилей в 2021 году могут быть выше, чем в соответствующие месяцы 2020 года.

Вряд ли, конечно, будут такие же показатели, как в мае 2021 года, но вот рост в районе 8-13% месяц к месяцу вполне возможен. Будет влиять на продажи автомобилей и ситуация с обеспечением производителей различными деталями, если дефицит удастся преодолеть до конца этого года, то это может обеспечить рынок большим количеством разных моделей машин, что положительно скажется на продажах.

Ждать кардинального изменения регулирования автомобильной отрасли не стоит, даже если будет принято решение об увеличении утилизационного сбора, то этот фактор во многом уже отыгран участниками рынка. Увеличение отпускных цен на автомобили может быть не столь значительными, ведь цены уже выросли, да и покупатели в основном отнесутся спокойно к этому, а наиболее нетерпеливые уже совершили покупку в начале года. К тому же, не исключено, что, наряду с увеличением утилизационного сбора, могут быть приняты дополнительные меры по поддержке отрасли и стимулированию спроса, что поддержит рынок. Важным фактором может стать дальнейшая стабилизация доходов граждан и продолжение программ кредитования, что скажется на продаже автомобилей в 2021 году.

В целом, текущий год на отечественном автомобильном рынке может стать лучше 2020 года по продажам и, не исключено, лучше 2019 года, хотя и не намного. Но показателей в 2021 году может хватить для того, чтобы отечественный рынок вошёл в первую тройку стран по продажам автомобилей в Европе.

Источник

Читайте также