Работники ГАЗ сами едут в посольство США: а как же санкции?
В 2019 году по настоянию европейских и американских компаний был освобожден от давления наложенных санкций «Русал», принадлежащий известному бизнесмену Олегу Дерипаске. Но такого снисхождения не смог получить холдинг ГАЗ и с приближением 2020 года завод в Нижнем Новгороде может существенно сократить производственные мощности и количество квалифицированных сотрудников.
Такая вероятность увеличится с продвижением законопроекта, разработанного и недавно принятого сенаторами Комитета международных отношений. В нем идется об ужесточении существующих санкций для России. Таким образом, по мнению правительства США, оказывается давление на руководящую партию и президента РФ.
Но, к сожалению, основная прослойка пострадавших от санкций – рабочий класс. Многие предприятия (и ГАЗ в том числе) электронное оборудование для будущей продукции и другие детали закупают у зарубежных партнеров. В результате у завода нет возможности развиваться, в частности разрабатывать новую линейку электромобилей. При накладывании санкций поставки или не представляются возможными, или требуют немало бюрократических проволочек. В таких условиях иностранные компании отказываются сотрудничать.
На данный момент действие ограничений приостановлено до марта 2020 года и позволяет заводу функционировать. Но что будет потом – неизвестно. Порядка 40 тыс. работников могут остаться без работы. Чтобы не допустить этого, они приняли меры для привлечения внимания к проблеме. В июле это была реп-композиция показанная перед посольством США в Москве. В декабре – автопробег в Вену через Польшу, Чехию и Германию. Показательно, что пробег совершили на автомобилях «Газель» с тегом на лобовых стеклах «saveGAZ».
Также были составлены письма о плачевном будущем для завода и переданы послу США. В них описали вероятность потери рабочих мест и угрозу банкротства. И это несмотря на то, что ГАЗ является одним из ветеранов российского автопрома, успешно функционирующим с советских времен и сотрудничавшим со многими иностранными автомобильными производителями, включая американские.
Угроза банкротства ГАЗа является ярким примером пострадавшей стороны, которая никоим образом не относится к политике. Гильотина, зависшая над заводом после 31 марта 2020 года, вполне реальна. Исправить положение может только вариант, когда предложенный законопроект не будет вынесен на голосование сената США.