Объединение "Яндекса" и "Тинькофф" создает серьезную конкуренцию всему банковскому сектору
Мы позитивно оцениваем инициативу объединения компаний и рассчитываем на значительный синергетический эффект.
Вчера TCS Group опубликовала на сайте Лондонской фондовой биржи сообщение, из которого следует, что головная структура "Тинькофф Банка" ведет переговоры о своей продаже "Яндексу". В соответствии с предварительно достигнутым соглашением "Яндекс" может заплатить за каждую акцию банка по $27,64, что в сумме составит около $5,48 млрд. Потенциальная цена сделки предполагает премию в 6,3% (к вчерашнему закрытию) и оценивает TCS по мультипликатору P/BV'20 в 3,0x и P/E 2021 в 8,2х. Подробные параметры не сообщались, но по данным различных СМИ предполагается покупка "Яндексом" 100% доли в "Тинькофф банке". Часть сделки может быть профинансирована деньгами, часть - акциями "Яндекса". Озвученное соглашение не носит обязательного характера, а окончательные условия еще подлежат проверке и согласованию.
За что так дорого может заплатить "Яндекс"? За высокомаржинальный (чистая маржа - 19,3% за 6 мес. 2020 г.) банк с самой высокой рентабельностью капитала среди топ-20 банков (40%), что перекрывает достаточно высокую долю (выше среднего по системе – 8,8%) проблемных кредитов – 10,8% за 6 мес. 2020 г. В то же время возможная покупка несет в себе некоторые кредитные риски, так как для "Яндекса" банковский бизнес – новое направление, поэтому крайне важным моментом будет сохранение текущей управленческой команды TCS Group.
Как будет устроена сделка? По данным финансовой отчетности "Яндекса" объем денежных средств на балансе компании составляет $2,58 млрд., еще $1,01 млрд в виде долгосрочного кредита, который брался в первом квартале текущего года и мог быть использован для покупки у "Сбербанка" доли в "Яндекс.Маркет". Таким образом для осуществления сделки в текущих параметрах может потребоваться привлечение дополнительного финансирования и допэмиссия. Доля акций "Тинькофф" в свободном обращении без учета доли О. Тинькова составляет порядка 30%. При 100% выкупе "Яндекс" может рассмотреть различные способы осуществления сделки, например, выкупить только долю О. Тинькова, которая напрямую и через связанные компании составляет 62,94%, оставив free float, сделать принудительный выкуп или обменять депозитарные расписки банка на акции "Яндекса". Отметим, что потенциальное слияние компаний должно привести к снижению мультипликатора P/E "Яндекса" к уровням сопоставимым с Alphabet и Facebook.
Какой эффект? Учитывая продажу "Сбербанку" 25% в "Яндекс.Деньги" (сделка будет закрыта в 3кв. 2020г), покупка такого крупного технологичного банка как "Тинькофф" способна упрочить позиции "Яндекса" на рынке финтеха и позитивно скажется на развитии его экосистемы, позволив расширить клиентскую базу обоих участников сделки и успешно конкурировать со "Сбербанком". Так, TCS планирует вдвое (до 20 млн клиентов) нарастить клиентскую базу за счет интеграции в существующие сервисы "Яндекса" (PoS-кредитование, торговое финансирование через "Яндекс.Маркет", эквайринговые услуги для "Яндекс.Такси", "Яндекс.Доставка", "Яндекс.Лавка", "Яндекс.Еда") и усилить диверсификацию бизнес-модели за счет увеличения доли некредитных продуктов (за 6 мес. 2020 г. составила 37% в выручке). На наш взгляд, задачи по увеличению клиентской базы достаточно амбициозны. Столь обширного прироста мы не ожидаем, так как TCS уже привлекает клиентов розницы по четко отработанной и развитой схеме плюс за счет узнаваемости бренда.
В целом мы позитивно оцениваем инициативу объединения компаний и рассчитываем на значительный синергетический эффект, который позволит повысить стоимость акций "Яндекса" и сделать их еще более привлекательными для инвестирования. Глобально эта сделка создает потенциального игрока с капитализацией в 30 млрд долл., создавая серьезную конкуренцию не только "Сбербанку" (что, кстати, может увеличить вероятность аналогичной сделки с Mail.ru), но и в целом банковскому сектору, которому придется подстраиваться под новые экосистемы.