Новые меры в российской газопереработке должны привлечь интерес инвесторов к этому направлению нефтехимии

26.05.2020 12:52

С 22 мая 2020 г. российское правительство реализовывает целый ряд мер, затрагивающих нефтеперерабатывающий сектор и направленных на поддержку отрасли в тот период, когда спрос опустился до рекордных минимумов, импорт моторного топлива представляет угрозу для обновленной налоговой системы, а на российском рынке сохраняется переизбыток предложения.

Во-первых, премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее российским НПЗ, на которые распространяется действие обратного акциза, сократить нормативы биржевых продаж на СПбМТСБ. Напомним, что, по данным ЦДУ-ТЭК, в апреле российские НПЗ сократили поставки бензина на российский рынок на треть, снизив их на 33% м/м всего до 2 млн тонн. Снижение в основном было вызвано ухудшением спроса на моторное топливо на фоне карантинных мер, введенных правительством в рамках борьбы с пандемией. В ответ на это правительство решило вдвое сократить минимальные нормативы биржевых продаж бензина (с 10% до 5% от объема производства) и дизельного топлива (с 6% до 3%) до конца июня, позволив НПЗ снизить избыточные объемы производства.

Во-вторых, правительство утвердило временный запрет на импорт нефтепродуктов, в том числе бензинов, дизельного топлива, авиа- и судового топлива, газойла вплоть до 4К20 с тем, чтобы защитить внутренний рынок от большого притока импортного топлива по мере снижения спотовых котировок на фоне устойчивой ценовой конъюнктуры российского рынка. С учетом коррекции на налоговые и транспортные расходы, квазирегулируемые внутренние цены предлагают значительную премию к ценам на экспортных рынках, позволяя дешевому импорту из стран СНГ (Беларуси, Казахстана) вытеснять отечественных производителей с российского рынка. Будучи неэкономической по своей природе, эта временная мера направлена на дальнейшую поддержку НПЗ, уже пострадавших от снижения спроса на моторное топливо на 30-50% с начала мая.

В сочетании с пересмотром тарифов на транспортировку нефти, о чем мы писали в нашем предыдущем выпуске утреннего обзора от 25 мая 2020 г., к 15 июня 2020 г. правительство планирует предложить механизм расчета обратного акциза на сжиженный углеводородный газ (СУГ) и этан, который, главным образом,будет применяться в отношении новых проектов на российском рынке (в том числе, Амурского ГХК компании СИБУР). Вычет по акцизу на этан и СУГ должен позволить нефтехимическим производителям вернуть часть инвестиции в модернизацию / строительство перерабатывающих мощностей при пороговом уровне капитальных затрат в размере не менее 65 млрд руб. Согласно указу президента, предложенные субсидии, которые будут действовать только с 2022 г., должны привлечь до $45 млрд инвестиций, предоставивдополнительные 6-7 млн тонн этана и 5-7 млн тонн СУГ, произведенныхв России.

Наконец, комиссия по вопросам стратегического развития ТЭК по поручению президента предложила пересмотреть действующий порядок расчетов акцизов на нефтепродукты с целью переноса уплаты акциза с НПЗ на так называемых дистрибьюторов топлива конечному потребителю, таких как АЗС, сбытовые центры, трейдерские компании и.т.д. Это долгожданное решение ставит точку в бесконечном споре между производителями нефти и Минфином, вынуждая последний ускорить процесс ввода соответствующих изменений в Налоговый Кодекс РФ.Учитывая нулевой чистый эффект этой меры на финансовые результаты интегрированных производителей, решение должно облегчить налоговое администрирование НПЗ, установив прозрачное ценообразование на российском рынке нефтепродуктов.

В целом мы считаем, что указанные защитные меры оказывают поддержку российским НПЗ, тогда как новые меры в российской газопереработке должны привлечь интерес инвесторов к этому направлению нефтехимии. Тем не менее, пока сложно сказать, удастся ли правительству реализовать предложенные меры в краткосрочной перспективе.

Источник

Читайте также