Наследство Порошенко для клоуна Зеленского: гниющий труп экономики Украины и растущая бедность
В недавнем интервью один из руководителей Национального банка Украины спрогнозировал рост ВВП страны на уровне 3-3,5%. По всей видимости, Украина никогда не сможет догнать ни развитые, ни развивающиеся экономики.
Ныне властвующие высокопоставленные украинские чиновники напоминают английских снобов, которые наблюдают за жизнью из окна собственного кабинета. Простым людям остается лишь украдкой подглядывать в расщелину в заборе, отделяющем сильных мира сего от всех остальных. И либо страдать, пребывая на дне индекса счастья, либо избавляться от «умных» чиновников.
Все эффективные центробанки похожи друг на друга, а неэффективные ─ неэффективны по-своему. Никто из них утруждается анализом таких явлений, как инфляция, не говоря об экономическом росте или индексе занятости. В этом смысле ведущие центробанки мира – это монетарные врачи экономических систем. Нацбанк Украины давно отказался от профилактики и лечения. На сегодняшний день он скорее патологоанатом украинской экономики. Его задача состоит в том, чтобы поддерживать температуру «трупа» на уровне базовой инфляции 5%.
Оценка Национальным банком перспектив роста национальной экономики – это «вскрытие», которое показало, что «пациент» умер от «вскрытия». Да, сейчас нет глобальных бизнес-циклов, при которых стремительно растут цены на основные ресурсы. Эпоха, которая началась с начала 2000-х годов и закончилась в 2008 году, не повторится. Необходимы новые точки роста мировой экономики, сопоставимые с Китаем. Это могут быть Индия и группа стран АСЕАН-5 (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия, Сингапур). Но их потенциала роста недостаточен, чтобы сформировать волну цен на рынке сырья. Согласно концепции Римского клуба, США и ЕС переходят к постиндустриальной фазе медленного, но устойчивого роста. Он даст относительно высокую занятость населения в третичном секторе экономики (услуги, наука, образование, медицина) и прогрессивный рост ВВП на несколько процентов в год. Учитывая уже достигнутый уровень, здесь вполне достаточно роста в 2-3%.
Правда, остается Африка, где Эфиопия достигла темпов роста ВВП около 10%. Но здесь нет консолидирующего ядра, которое обеспечит долгосрочную промышленную политику в группе стран.
В этом случае, сырьевая модель экономического развития, используемая в настоящее время в Украине, не обеспечит необходимую динамику развития на уровне 5% и выше.
Большая часть «пирога» делится между десятью кланами, не добираясь до уст обычных граждан. С помощью аффилированных иностранных фирм украинские компании отрезают себе кусок размеров до 30% экспортной выручки. Остальные 70% неравномерно распределяются внутри страны.
Также есть еще один фактор, из-за которого невозможны высокие темпы роста ВВП страны, и о котором не любит говорить Национальный банк. Это использование денежного потенциала в интересах узкого круга инвестиционных банкиров. Благодаря политике высоких базовых ставок они зарабатывают миллиарды доходов на рынке государственных ценных бумаг. Экономика же почти ничего не получает, находясь в состоянии финансовой гипоксии.
Здесь особую роль играют так называемые коэффициенты Маршалла, которые показывают уровень монетизации конкретной экономики, и они рассчитываются как соотношение денежной массы к ВВП. Есть четкая связь между уровнем монетизации и экономическим развитием. У самых богатых стран очень высокий уровень монетизации и низкие темпы инфляции. В странах с уровнем ВВП на душу населения $10 тыс.-50 тыс. денежная масса превышает ВВП (уровень монетизации составляет более 130%), инфляция находится в диапазоне 0-3%. В развивающихся странах, где ВВП на душу населения составляет от $2,6 тыс. до $10 тыс., средний уровень монетизации составляет 50-60%, а инфляция 8%. Беднейшие страны с ВВП на душу населения до $2,6 тыс. отличаются низким уровнем монетизации (35-40%), уровень инфляции здесь превышает 8%. Это экономики с высоким уровнем трудовой миграции и коррупции. В результате экономического кризиса 2008 и 2014-2015 годов Украина попала в список самых бедных стран: ее ВВП на душу населения составляет около $3 тыс., годовая инфляция достигает 10%. В результате у нее чрезвычайно низкий уровень монетизации.
Сегодня инвестиционным банкирам нужен стабильный обменный курс и низкая инфляция на фоне высоких базовых процентных ставок по государственным облигациям. Этого можно достичь только искусственными монетарными факторами «сжатия». Доходность операций составит 15-20% годовых. Подобная денежная модель уничтожает производительные силы экономики, ее рост не превысит 2-3% в год.
Кроме того, сейчас практически не финансируются сложные экономические проекты. Осталось только кредитование простых сырьевых циклов. В результате первичные отрасли (зерно, добыча газа и т. д.) обладают высокой ликвидностью, а промышленность постепенно умирает, уменьшая и без того низкий запас оборотных средств. Финансовая система должна стать посредником, который направит избыточную ликвидность основных секторов экономики в более капиталоемкие и сложные сегменты.
Украина попала в ловушку бедности. В стране есть благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Украина концентрируется на производстве кукурузы, зерна и подсолнечного масла. Но в отличие от товаров с высоким уровнем добавленной стоимости, здесь не ощущается влияние масштабов выпуска сельскохозяйственной продукции. Таким образом, при производстве легковых автомобилей увеличение объемов производства приводит к снижению расходов. При этом, в сельскохозяйственном секторе и горнодобывающей промышленности каждая дополнительная тонна пшеницы или новая тонна добытой руды требует новых затрат: плодородные почвы и запасы истощаются. В итоге в экономике развиваются отрасли, имеющие абсолютные преимущества на мировом рынке, либо полагающиеся на производство сельскохозяйственных продуктов и сырья с убывающей доходностью. Отрасли с растущей доходностью (переработка, производство товаров народного потребления, машиностроение) практически не развиваются.
К чему может привести такой дисбаланс? В ближайшие годы экономика Украины вырастет не более чем на 2-3%. Для роста в пределах 5% и выше необходима новая экономическая политика XXI века.
Согласно докладу ООН о глобальных инвестициях, за последние 10 лет 101 страна мира, на которые приходится 90% мирового ВВП, развивается в контексте национальной промышленной политики – важнейший фактор привлечения инвестиций. Долгосрочная промышленная политика дает инвесторам возможность принимать правильные инвестиционные решения. Основными целями суверенной инвестиционной и промышленной политики современной страны являются устойчивый экономический рост, основанный на закрытых моделях внутреннего развития, инновации, экономика знаний, инвестиции в новые отрасли, соответствующие условиям новой научно-промышленной революции. В то же время около 40% глобальных инвестиций направлены на развитие существующих отраслей, 35% ─ на повышение производительности труда, 25% ─ в новые отрасли в соответствии с научно-промышленной революцией. В последние годы Украина развивалась без национальной промышленной политики, при отсутствии инвестиционной стратегии и инвестиций. Единственное направление, куда по-прежнему идут деньги в Украину – это логистика, которая обслуживает экспорт сырья за границу.
ВВП любой развивающейся экономики в долларовом выражении зависит от трех основных показателей: реальных темпов роста, уровня инфляции и курса национальной валюты. Кроме того, есть такой фактор, когда стоимость импортируемых товаров вычитается из ВВП. За счет дефлятора ВВП успешные развивающиеся страны рассеивают значение номинального ВВП, которое затем переводится в долларовый эквивалент. Для этого нужен стабильный курс национальной валюты. С 2001 года Китай «накопил» почти 50% инфляции ВВП, намного больше, чем в ЕС и США. Сокращение импортной составляющей может добавить к темпам роста ВВП еще 1-2% в год. Для роста в долларовом эквиваленте ВВП любой развивающейся стране необходимы три основных условия: средний темп роста реального ВВП на уровне 5%, что обеспечивает так называемый «чистый» рост; умеренный дефлятор инфляции (для Украины это 10% инфляции в год); стабильный курс национальной валюты для выгодного преобразования номинального ВВП в долларовый эквивалент. А также развитие внутреннего рынка, и производство широкого ассортимента товаров: если страна производит металл, то она должна производить и канцелярские зажимы и скрепки. То есть сочетание новой промышленной политики и развития третичного постиндустриального сектора экономики с суверенной монетарной стратегией может обеспечить Украине рост на 5%.
В противном случае страну ждет экономическая инверсия. Рост на 2-3% не устранит проблему бедности. Кроме того, низкие темпы роста ВВП станут косвенной причиной новых волн трудовой миграции.
После 2045 года Украину ждет инверсия экономического роста, темпы замедления ВВП превысят спад населения. Это неизбежно, учитывая, что увеличивается доля пожилых граждан, а показатель ВВП на душу населения замедляется. При росте 2-3% максимальный объем ВВП Украины составит $130-140 млрд. Затем этот показатель будет очень медленно снижаться до текущего уровня на фоне деградирующей инфраструктуры.
Зеленский, выигравший выборы, получил в наследство от Порошенко бедную, технологически отсталую, стареющую страна. Единственным конкурентным фактором является накопленный в прежние годы промышленный потенциал, который быстро обесценивается, и человеческий капитал, получивший образование в прежние годы. Однако и это быстро вытесняется «модернизированной» образовательной реформой. Эти факторы исчезнут наряду с выведенными из эксплуатации ядерными реакторами, мостами и инженерной инфраструктурой, на поддержание которой нужно не менее $200 млрд. Основной причиной этого является то, что народ продолжает терпеть «элиты», которые связывают рост экономики с сырьевыми циклами.