Кто и когда достроит датский участок "Северного потока-2"?
Сенат Конгресса США одобрил законопроект об оборонном бюджете на 2020 финансовый год и 20 декабря его подписал Дональд Трамп. Поскольку документ вводит санкции против компаний, участвующих в проектах газопроводов "Северный поток - 2" и "Турецкий поток", швейцарский морской подрядчик Allseas Group уведомил о приостановке работ в датских территориальных водах.
Согласно сервису отслеживания перемещения судов Bloomberg, трубоукладчик Solitaire и судно для монтажа/демонтажа морских платформ Pioneering Spirit (на карте обозначено как "Pieter Schelte", было переименовано в "Pioneering Spirit" в 2015 г.), действительно, в субботу, 21 декабря, прекратили работы и отошли на границу территориальных вод Германии и Дании, где и находятся в настоящий момент.
Для завершения "Северного потока - 2" осталось закончить прокладку труб на 54-километровом участке в территориальных водах Дании и на 16,5-километровом участке в германской экономической зоне. При этом глубина германского участка не превышает 30,5 метров (100 футов), поэтому американские санкции затрагивают работы в водах Дании.
На фоне сложившейся ситуации возникли разговоры о том, кто мог бы достроить "Северный поток - 2"? Флагман трубоукладочного флота "МРТС" - якорная баржа с 12-точечной системой позиционирования "Фортуна" - считалась лучшим кандидатом. К примеру, аналитики Bloomberg NEF уже подсчитали, прокладка "Потока" со скоростью 1 км в день позволила бы "Фортуне" завершить работы за три с половиной месяца. К тому же баржа стоит на якоре в порту Мукран на севере Германии и находится поблизости от места, где швейцарский подрядчик приостановил работы по газопроводу. Однако аналитики S&P Global Platts Analytics заявляют, что "Фортуна" не сможет работать в датских водах по причине отсутствия системы динамического позиционирования.
Вторым кандидатом считался трубоукладчик "Академик Черский". Однако по состоянию на 24 декабря судно по-прежнему базируется в Находке. Средняя скорость предыдущих перемещений корабля, по данным трекера, составляет 13 км/ч. Исходя из этого, "Академик Черский" потратит не менее 60 дней на перемещение к зоне работ. При этом скорость прокладки этого трубоукладчика в среднем в 3 раза ниже, чем у "Фортуны". Поскольку "Академик Черский" не покидает порт, это может означать либо сохраняющуюся возможность завершить работы силами швейцарской Allseas, либо ремонтные работы и подготовку "Черского" к завершению "Северного потока -2".
Надежда на то, что Solitaire и Pioneering Spirit возобновят трубоукладку и завершат работы, действительно, сохраняется. Во-первых, суда не ушли в порт. Во-вторых, глубина Балтийского моря в районе острова Борнхольм оценивается специалистами как раз в районе 30 м, поэтому трубоукладка на оставшемся в датских водах участке может и не подпадать под санкции. Однако требуются разъяснения американской стороны, которые могут быть озвучены в первой половине января.