К 2023 году инвестиционное подразделение TCS Group может довести выручку до 40 млрд рублей
В среду инвестиционное подразделение TCS Group провело конференцию, посвященную стратегии развития Тинькофф Инвестиций. Это был первое из запланированных мероприятий, призванных познакомить участников рынка с наиболее интересными элементами цифровой экосистемы TCS Group.
Финансовые цели. К 2023 году инвестиционное подразделение планирует довести выручку до уровня более 40 млрд руб. (мы моделируем чуть более 38 млрд руб.). При этом ожидается, что чистая рентабельность, как минимум, будет стабильна, а как максимум - вырастет (по нашим оценкам, она должна достичь приблизительно 30% за счет экономии на масштабе). Число активных пользователей в данном сегменте планируется довести до 5 млн. чел. (сейчас оно составляет 1,4 млн чел., мы прогнозируем 4,9 млн чел.); для сравнения, совокупная активная аудитория на рынке в 2023 году должна достичь 15-20 млн чел., т. е. доля Тинькофф Инвестиций составит около 25-33% (текущий показатель превышает 60%).
Структура клиентской базы. Сейчас аудитория инвестиционного подразделения в основном состоит из молодых людей (доля лиц в возрасте до 39 лет составляет 70%). Начинающие розничные инвесторы массового сегмента, как правило, с долгосрочным горизонтом инвестирования составляют 87% клиентской базы. Помимо них у компании есть клиенты, которые активно торгуют на рынке, являются потребителями премиальных продуктов и участвуют в частных размещениях. Около 6% клиентов занимаются маржинальной торговлей, 47% являются пользователями других продуктов Тинькофф.
Функциональность. Компания продемонстрировала свое приложение с широким ассортиментом функций: предназначенная для мелких розничных инвесторов Инвесткопилка, соцсеть "Пульс" (более 1,0 млн пользователей), робот-советник, а также широкий ассортимент сервисов для более продвинутых клиентов.
Потенциал рынка. По оценкам компании, у этого рынка есть огромный потенциал роста - совокупный объем средств розничных инвесторов в инвестиционных фондах составляет около 6,0 трлн руб. (из которых приблизительно 1,8 трлн руб. вложено в акции). Для сравнения, совокупный объем розничных банковских депозитов составляет 34,0 трлн руб. Совокупные активы на ответственном хранении Тинькофф оцениваются приблизительно в 450 млрд руб., что составляет всего 1,0% суммарных банковских депозитов и 7,0% совокупных вложений розничных инвесторов.
Монетизация. Соотношение выручки (8,0 млрд руб. в 2020 году) и комиссионного дохода (в основном это комиссионные за торговые операции, управление активами, подписку и конвертацию валют) составляет 65%, а выручки и процентного дохода - 35%, причем процентный доход в основном обеспечивают маржинальная торговля и инвестирование клиентских средств в краткосрочные займы (около 10% активов на ответственном хранении на общую сумму 450 млрд руб.). Ожидается, что структура выручки останется более или менее стабильной.
Интеграция в экосистему. Тинькофф Инвестиции явно представляют собой ключевой элемент стратегии по развитию перекрестных продаж в рамках экосистемы, для реализации которой также потребуется интеграция держателей карты Tinkoff Black - предполагается, что более 20% держателей этой карты должно стать клиентами инвестиционного подразделения. Также планируется более активно привлекать специалистов по рынкам акций и облигаций для разработки и продвижения инвестиционных продуктов, связанных с управлением активами.
Конкуренция и режим регулирования. Конкуренция на этом рынке бесспорно усиливается, однако менеджмент полагает, что Тинькофф Инвестиции предлагает клиентам самые выгодные и высококачественные услуги. При этом ожидается, что рынок в целом и дальше будет динамично расти. Руководство компании поддерживает решение регулятора ограничить доступ к сравнительно сложным инвестиционным продуктам, чтобы ими могли пользоваться только квалифицированные инвесторы. Других рисков с точки зрения режима регулирования менеджмент не видит.