"Эксперт РА" подтвердило рейтинг Новосибирска и его облигаций "ruА-", прогноз "стабильный"

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Новосибирска и четырех выпусков облигаций города на уровне "ruА-" со "стабильным" прогнозом, говорится в сообщении агентства.

Агентство отмечает высокую зависимость городского бюджета от трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2020 года составила 49,3%, в 2019 году - 52,3%. При этом "Эксперт РА" положительно оценивает высокую диверсификацию налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика в 2020 году составила 1,6% в налоговых доходах.

По данным агентства, за 2020 год доходы бюджета Новосибирска выросли на 5,4% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты - на 11,7%, однако ННД снизились на 0,5% Наибольшее снижение поступлений в структуре ННД наблюдается по неналоговым доходам (-24%), налоговые доходы города выросли на, 6,2%.

Снижение поступлений по неналоговым доходам связано со значительным сокращением поступлений по арендной плате за землю и доходам от оказания платных услуг в детских образовательных организациях. Положительную динамику в структуре налоговых доходов поддержали налог на доходы физических лиц (+6,5%) и налог на имущество физических лиц (+14,4%).

Снижение продемонстрировали акцизы (-13,0%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД, -12,7%) и земельный налог (-1,0%).

"Уменьшение поступлений по ЕНВД и земельному налогу обусловлено предоставлением отсрочки платежей I квартала и отмены платежей II квартала в соответствии с мерами поддержки наиболее пострадавшим отраслям в связи с пандемией коронавирусной инфекции. По акцизам поступления сократились в результате снижения с 1 января 2020 года норматива отчислений от акцизов на нефтепродукты в Новосибирскую область на 8,3% и, соответственно, в бюджет города Новосибирска на 0,01%", - говорится в пресс-релизе.

В структуре безвозмездных поступлений рост наблюдается по всем видам трансфертов, в том числе по дотациям (в 2019 они отсутствовали, в 2020 году город получил 2,6 млн рублей) и иным межбюджетным трансфертам (в 4,8 раза). Рост связан с увеличением финансовой помощи городу на устранение последствий коронавирусной пандемии и поддержку экономики.

Расходы города в 2020 году выросли на 2,5% по сравнению с 2019 годом. В их структуре преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 35,4 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 0,1%. Наибольшее увеличение расходов наблюдается на охрану окружающей среды (+26%) и национальную экономику (+20,7%), а снижение - по жилищно-коммунальному хозяйству (-18,4%).

Бюджет города традиционно исполняется с дефицитом, в 2020 году дефицит составил 0,5 млрд рублей, или 1,9% ННД. Параметры бюджета на 2021 год также сформированы с дефицитом, который составит, по прогнозам, 0,8 млрд рублей, или 3% ННД. Ликвидность муниципалитета поддерживается остатками средств на счетах и открытыми кредитными линиями.

Агентство отмечает, что сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает умеренно высокая долговая нагрузка города. Отношение долга на 1 января 2021 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 90,6%, совокупные обязательства - 22,9 млрд рублей. Долговой портфель сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляет 54,2%, банковские кредиты формируют 36,1% всех обязательств, бюджетные кредиты - 9,7%.

При этом график погашения обязательств оценивается как комфортный, прогнозируется, что в течение года с отчетной даты погашению подлежит 13,3% совокупного долга. Также отмечается, что для города характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за 2020 год составило 6,1%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку.

В обращении находятся четыре выпуска облигаций города (серии 35007, 35008, 35009, 35010) общим объемом 15 млрд рублей. Так как по этим выпускам не предусмотрены возможные корректировки за субординацию, обеспечение и поручительство, "Эксперт РА" устанавливает паритет между ними и текущим рейтингом Новосибирска - "ruА-".

Доходы городского бюджета на 2021 год утверждены в объеме 50,06 млрд рублей, расходы - 50,86 млрд рублей. Дефицит предусмотрен в размере порядка 0,8 млрд рублей, или 1,6% расходов.

Источник

Читайте также