Alibaba Group сделала шаг к созданию "новой промышленности"
Гигант электронной коммерции планирует основать собственное фабричное производство в городе Ханчжоу. Особенность его первого "смарт-завода" в том, что он будет производить товары на основе поискового анализа на торговой площадке AliExpress. Данный подход в корне отличается от маркетинговых стратегий классических производителей, которые сначала создают товар, а затем позиционируют его на рынке. У Alibaba, который собирает данные не только о совершенных покупках, но и о тех, которые пользователи ищут или хотят найти. Это дает огромное преимущество ретейлеру перед другими игроками рынка.
Стоит отметить, что Alibaba Group не первый раз вторгается в сферу оффлайн-экономики. У компании уже есть собственная сеть продуктовых супермаркетов под маркой Freshippo. За последние 4 года эта сеть разрослась в Китае на сотни магазинов. За пределами КНР AliExpress нередко выставляет товары в брендовых шоурумах, но производством все же занимаются заводы-партнеры. Поддержание оффлайн-площадок для Alibaba было и остается чисто рекламным инструментом. Компания не зарабатывает на таких продажах.
На наш взгляд, с тем же прицелом создается и первый "умный" завод. Пилотный проект призван показать сторонним производителям ценность дата-майнинга и вычислительную мощь сервисов Alibaba, которая сейчас вкладывает десятки миллиардов долларов в искусственный интеллект и big data. То есть конечная цель компании – оптимизация цепочки поставок, а не монополизация всех процессов от разработки до продажи.
Стремление Alibaba экспериментировать со своей цифровой инфраструктурой и гибридизация бизнеса за счет оффлайн-сегмента это позитивный сигнал для инвесторов. Имея годовую прибыль порядка $20 млрд, компания может себе позволить построить собственный "выставочный" завод. Если технология себя не оправдает, потери будут не высоки. Если же вложения окупятся, Alibaba получит совершенно новый источник для роста бизнеса – услуги по моделированию товаров, программированию их характеристик и продаже производственных шаблонов. Эта технология ведет к индивидуализации всего производства и к появлению массовой 3D-печати. На волне этой перестройки долгосрочно (на горизонте от 3 лет) стоимость компании Alibaba способна перешагнуть отметку в $1 трлн.