Гончарные свидания и глиняная пара: ростовские мастера рассказали о своем творчестве

29.11.2020 8:42

Мастерская «Твоими глазами» производит авторскую посуду и учит слепых людей работе с керамикой. В творчестве важны ощущения, считают мастера из Ростова. Романтическая или веселая обстановка, необычный процесс объединяют в гончарной студии «Твоими глазами» совершенно разных людей – с разными умениями и возможностями.
- В нашем штате трудится незрячий сотрудник Оксана Дубинина, - рассказывает одна из руководителей мастерской – Анна Курбанова. - С помощью ощущений она знакомит людей с глиной, техникой работы за гончарным кругом и ручной лепки.
Оксана проводит гончарные свидания, пожалуй, самые популярные в мастерской. Все происходит почти так же, как в знаменитом фильме «Призрак». Фоном играет музыка, или идет фильм, пара мастерит рядом друг с другом, обсуждая, что же получится.
- Оксана полностью руководит процессом, - делится руководитель студии. – Она большой специалист. Самое главное – не делать акцент на том, что человек чем-то отличается. Есть только маленькие особенности в процессе работы. Оксана знает, что и где лежит в мастерской. Если мы что-то переставляем, обязательно сообщаем. Она сама объясняет технику работы за кругом, рассказывает, где газ и тормоз, как центровать изделие, поднимать высоту и делать необходимую ширину. Чтобы «увидеть» работу, Оксане достаточно ее потрогать. И гончарные свидания – это, в первую очередь «про ощущение».
Первым, кто стал в Ростове обучать работе с глиной слабовидящих людей, был мастер Владимир Пугачев. Теперь он помогает работникам студии.
- У Владимира – 40 лет стажа! - продолжает Анна. – Нет вопроса, на который бы он не ответил. За день старший мастер может выкрутить около 50 изделий. На одно уходит всего минут пять!
В гончарной мастерской трудятся еще два специалиста: Артем Калмыков, мастер по ручной лепке, и Елизавета Бомбина - по индивидуальным мастер-классам. Анна рассказывает, что раньше в гончарных цехах существовала строгая специализация. Кто-то разрабатывал технологические карты, кто-то работал в лаборатории по глазуровке, кто-то был дизайнером. Сейчас толковых специалистов в этом деле не хватает.
- Вообще, наша мастерская родилась из студенческого проекта, - вспоминает Анна. - Идея появилась в 2015 году у Марии Тихоновой, студентки РАНХиГС. Суть – интегрировать незрячих людей в общество и дать им работу, обучив работе с глиной. В течение двух лет ребята проводили мастер- классы на безвозмездной основе для незрячих и здоровых людей, для онкобольных деток. В 2017 году открыли небольшую мастерскую на Пушкинской, а через год переехали в более просторное место.
В уютной мастерской с окошками, словно в казачьем курене, проходят не только свидания, но и тематические и семейные мастер-классы, курсы. Работает студия и на заказ.
- Был недавно один интересный, - делится Анна Курбанова. - Мы называем их индивидуальными. Люди присылают фотографии того, чем вдохновляются. А мы делаем эскиз и пробную работу. Так мы создали кружки «Пара».
В этих кружках мастера совместили скульптурные элементы и работу на гончарном круге. Чтобы присоединить ручку, делали разрезы подходящей глубины и заливали шликером – массой, похожей на клей с глиной в составе.
- Получилось здорово, и мы решили запустить небольшой интернет-магазин. Процесс работы, кстати, делится на несколько этапов. Ни один пропускать нельзя. Даже мастер-классы мы проводим в несколько дней. В первый гости лепят изделие, во второй приходят на глазуровку, покраску и обжиг, на третьей встрече забирают готовое изделие.
Мастерская в основном работает с керамическими массами. Еще существуют фарфор, фаянс, шамотная глина – сыпучая смесь, которая разводится в специальной концентрации с водой.
- Мы уже составили свои технологические карты, но любим пробовать новое. Все-таки керамика – это «красивый эксперимент», но технологию нарушать нельзя. Первый этап – переминка. Мы разминаем нужный брусок глины, поскольку в нем есть небольшое количество воздуха. Если работаем в технике пласта, помещаем кусок на стол, на деревянную дощечку, накрываем мокрым полотенцем или тканью и раскатываем несколько раз. Если весь воздух не выйдет, изделие треснет в печи. Так что техника пласта очень сложная.
Правда, керамисты часто используют раскатчик. Оборудование закрепляется на рабочую поверхность и раскатывает глину нужной толщины. Если мастер работает за гончарным кругом, кусочек глины раскручивается, к нему добавляется вода, и он превращается в мягкую массу, которой можно придать форму.
- Потом изделие от одного до трех дней сохнет на воздухе. Время зависит от толщины – это второй этап. При натуральной сушке происходит усадка. Сразу после лепки или гончарного круга изделие будет чуть больше, чем получится в конце. Третий этап – зачистка всех неровностей, четвертый – обжиг в печи. Самый первый обжиг происходит при температуре 1 040 градусов. Если изделие будет нагреваться неравномерно, получится брак. Если на каком-то этапе гончар допустил ошибку, на финальном обжиге работа треснет. Так человек может потратить неделю на изделие впустую.
Существует цветная глина, например, черная, но в основном мастера раскрашивают уже готовую работу. Наносят краски кистью. Есть и любопытные техники, например, задувка.
- Задуваем с помощью специального аппарата. В нем есть небольшая емкость, куда заливается краска, и трубочка, через которую мастер выдувает вещество. В зависимости от желаемого эффекта подбираем нужное расстояние. Хочется распылить маленькими точечками – отходим подальше, хочется большими – приближаемся. Для окрашивания часто используем ангоб – краску с глиной и пигментами. Если мастер не хочет оставлять изделие матовым, сверху покрывает его глазурью.
Можно бесцветной, а можно развести с пигментом и получить интересный цвет. Все керамисты любят смешивать цвета! Пигмент можно делать насыщенным и, наоборот, убавлять тон, экспериментировать с пропорциями, соотношениями и концентрацией. В саму глину во время работы пигмент не добавишь. После глазури работу снова надо отправить в печь.
Кроме парных кружек в форме фигуристой барышни и кавалера, мастерская делает тарелки, подсвечники, супники и вазы.
- Например, мы разработали салатницу непривычной формы. Самый высокий край достигает девяти сантиметров, короткий – пяти. Диаметр верхнего края в 25 сантиметров значительно отличается от донышка. В стандартном варианте столовой тарелки донышко и диаметр должны быть в пропорции. Потом мы интересно раскрасили, в минималистичном стиле: внешняя часть тарелки матовая, а внутри нанесли глазурь широкими мазками.
Некоторую посуду мастера украшают красивой глазурью в крапинку.
- Если нанести ее в несколько толстых слоев, получатся красивые подтеки. Еще к Новому году сделали линейку посуды «Иней» и подсвечники в форме елочек. Украшения на праздничном деревце вылепили руками, а основу в форме– на гончарном круге.
Любопытно, что если мастер хочет нанести рисунок на кружку или тарелку, использовать краску для эскиза не получится. Набросок необходимо вырезать ножиком или шилом.
Эффектно в интерьере смотрится подсвечник в форме дамы с широкими бедрами и тонкой талией.
- У нас остался единственный экземпляр такой дамы в стиле сюрреализма. Кто приходит за покупкой, ценит ручной труд. Гости, которым нравятся мастер-классы, в первую очередь отвлекаются от насущных проблем. После встречи всегда уходят счастливыми! Бывает, семейная пара повздорит, как именно делать фигуру, но потом все обязательно приходят к компромиссу! Глина умиротворяет. Однако для нас первые мастер-классы со слабовидящими людьми были как американские горки. Сначала боишься, что не получится, а потом летишь и чувствуешь, как же круто то, что мы делаем!

Теги: Ростов-на-Дону, Творчество, Ростовская область

Источник

Читайте также