АКРА подтвердило рейтинг Челябинской области и ее облигаций на уровне "AA(RU)", прогноз - "стабильный"

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Челябинской области и ее облигаций на уровне "AA(RU)", прогноз - "стабильный".

Согласно сообщению агентства, кредитный рейтинг региона обусловлен низким уровнем долговой нагрузки в сочетании с плавным графиком погашения долга и высокой долей капитальных расходов.

Вместе с тем АКРА отмечает, что рейтинг сдерживается показателями экономического развития, часть которых не превышает среднестрановой уровень, зависимостью доходов от доминирующей отрасли, а также возрастающей потребностью бюджета в привлечении долгового финансирования.

В числе ключевых факторов оценки агентство отмечает формирование значительного дефицита бюджета из-за существенного прироста расходов. Так, по итогам 2020 года доходы бюджета области выросли на 13% по сравнению с 2019 годом, до 198 млрд рублей на фоне увеличения безвозмездных поступлений на 80% (до 70,3 млрд рублей). При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) региона сократились на 6%, в том числе поступления по налогу на прибыль (НП) уменьшились на 15% отчасти из-за снижения спроса на продукцию металлопромышленного комплекса в первой половине прошлого года. Расходы бюджета выросли в 2020 году на 29% (до 227,5 млрд рублей) при среднем росте по стране на 15%. Дефицит бюджета региона составил 29,5 млрд рублей (порядка 23% ННД). Его большая часть была профинансирована за счет свободной ликвидности, тем не менее региону пришлось привлечь новые заимствования для финансирования оставшейся части дефицита.

АКРА также отмечает, что уточненным бюджетом региона на этот год предусмотрен рост ННД на 9% к 2020 году, при этом совокупные доходы бюджета снизятся на 5%, до 189 млрд рублей из-за сокращения объемов безвозмездных поступлений на 29%. В связи с этим расходы бюджета планируется сократить по итогам 2021 года на 7%. Планируемый дефицит бюджета составит 16% ННД и будет профинансирован за счет привлечения долга.

Кроме того, по оценкам АКРА, у региона отмечается низкий уровень долговой нагрузки, несмотря на значительный прирост долга. Так, по итогам прошлого года госдолг вырос на 61% из-за финансирования дефицита бюджета, составив на начало года 25,7 млрд рублей. В его составе 55% приходится бюджетные кредиты, 27% - облигации, порядка 18% - гарантии области.

"На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов региона составляло 15%, что, согласно методологии АКРА, соответствует низкому уровню долговой нагрузки. (. . .) По оценкам агентства, долговая нагрузка может вырасти до 28% по итогам 2021 года в связи с финансированием планового объема дефицита, при этом она все равно останется на низком уровне", - отмечает агентство.

АКРА характеризует экономику региона, как умеренно диверсифицированную, "со значительной концентрацией на металлургическом комплексе". По расчетам АКРА, до 30% налоговых поступлений области может приходиться на металлообрабатывающие отрасли, по итогам 2020 года 12 из 20 крупнейших по выручке предприятий региона относились к металлургическому комплексу. Наиболее крупные из них - ПАО "ММК" (MOEX: MAGN), ПАО "ЧТПЗ" (MOEX: CHEP) и ПАО "ЧМК" (MOEX: CHMK).

АКРА также подтвердило рейтинг на уровне "AA(RU)" для трех размещенных в прошлом году облигационных займов региона (серий 35001, 35002 и 35003). По мнению агентства, они имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Челябинской области.

"Стабильный" прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12-18 месяцев.

Как сообщалось, Челябинская область, не размещавшая облигации с 2000 года, вернулась на облигационный рынок лишь в конце 2020 года. В начале декабря прошлого года регион разместил 7-летние облигации серии 35001 объемом 7 млрд рублей по ставке 6% годовых, в конце декабря были открыты еще два выпуска (35002 и 35003) номинальным объемом 8 млрд рублей каждый. Бумаги размещены по ставке 6% годовых. По данным областного Минфина, во втором и третьем выпусках было размещено по 10 облигаций номиналом 1 тыс. рублей.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе областного Минфина, на бирже был размещен минимальный объем ценных бумаг, чтобы "в случае необходимости оперативно привлечь в 2021 году заимствования в пределах суммарного объема второго и третьего выпусков".

Доходы бюджета Челябинской области на текущий год с учетом последних поправок составляют 187 млрд 219,2 млн рублей, расходы - 209 млрд 705,8 млн рублей, дефицит - 22 млрд 486,6 млн рублей, или 10,7% от расходов.

Источник

Читайте также